“
Место самых интенсивных страданий — это человеческая жизнь.
В либретто Passion одной из ключевых фраз являются слова героини: «Я иду туда, где все существа противостоят своей противоположности». Это не про ад или чистилище, ведь место самых интенсивных страданий — это человеческая жизнь. Справиться со страданиями — наша главная цель. Я подумала, что если мы возьмем метафизическую историю с прямолинейными сценами из мифов, это будет не так честно. Поэтому мы говорим о психологически понятных страданиях реальных людей. Уже в ноябре 2023 года я сообщила Дюсапену о своем намерении создать метафорический коллаж из разных жизненных ситуаций.
Герои наших сцен зациклены на себе.
Мне кажется, причина страданий заключается в том, что мы ставим себя на место, которое должно занимать нечто божественное. У буддистов мне очень нравится идея о том, что есть нечто более важное — бог. И если мы не будем выстраивать свои интенции и отношение к миру, ставя в центр божественное, то фокусировка на «Я» обязательно приведет к страданиям. Герои наших сцен зациклены на себе, и будто бы в них уже есть ответы на причины страданий.
Фокус внимания — это всё.
Фокус внимания определяет восприятие мира — хороший он или плохой, страстный или бесстрастный, какие люди вокруг, события, боишься ты неизвестности или нет. Когда внимание направлено внутрь себя, всё складывается очень хорошо. Сосредоточившись на себе, можно обнаружить новые ресурсы и расширить свои возможности. Сейчас познание человеком самого себя очень актуально. Что может быть интереснее, чем познать в себе божественную природу, которая, на мой взгляд, у всех абсолютно одинаковая.
В музыке уже есть все ответы.
Passion — очень сложное произведение. Мы с хореографом Анастасией Пешковой часто шутили о том, что еще никогда не слушали музыку так внимательно. Мы смотрим в клавир, слушаем тейп и даже по нему не можем понять, как из одного такта мы оказались в другом — приходится возвращаться в предыдущий. При этом, когда я не могу что-то решить, я знаю, что в музыке уже есть все ответы.
Наш спектакль — это не попытка навязать историю.
Мы хотели создать пространство, в котором каждый зритель сам себе расскажет что-то, узнавая некоторые намеки на определенные жизненные обстоятельства, которые могут эмоционально увлечь.
Это большая радость, когда твой проект начинает жить самостоятельно.
Мое главное удовольствие в работе — когда я вижу, что артисты «забрали» спектакль себе. Он больше не принадлежит мне, сценографу, хореографу. Это большая радость, когда понимаешь, что твой проект, наполненный энергией артистов, начинает жить самостоятельно.
Найти своих и успокоиться.
Когда мы начали работать вместе с постановщиком Юлей Орловой, я спросила ее: «Что для тебя важнее всего в данный период жизни?». Она ответила цитатой Балабанова: «Найти своих и успокоиться». Идти вместе с командой единомышленников.
Я очень хочу перестать кому-то всегда объяснять всё с нуля. Тратить время на то, чтобы понять, с кем работаешь, объяснить, кто ты, что ты, как ты видишь. Но это свойство командной работы даёт и противоположный эффект — вы начинаете дружить, открываться друг другу, и работа становится в три раза более эмоциональной. Но со временем это приводит к взаимопониманию. И начинается счастье.
Могу сказать, что этот Passion в плане творческого взаимодействия самый счастливый проект. Наконец-то в соавторстве с хореографом, постановщиком и танцорами мы ставим задачи и вместе рефлексируем о них через диалог и танец.